Балтийская территориальная организация РПСМ
На главную Карта сайта Написать нам письмо Поиск по сайту
Главная
Об организации
Организационный отдел
Юридический отдел
Памятка морякам
Расписание
движения судов
Контакты

22.01.2013 Кому нужны проблемы брошенных моряков, кроме профсоюза?

Российские моряки с брошенных в иностранных портах судов, включая тех, кто обманут судовладельцем в плане зарплаты, сталкиваются с целым рядом проблем. Причем иногда дела у них складываются настолько плохо, что единственное, о чем они думают, так это как бы поскорее унести ноги с парохода. Может, потом, когда они уже вернутся домой, удастся во всем разобраться и взыскать с судовладельца должок, или какую-нибудь компенсацию. Но, «Бог с ним, завтра, ведь сегодня» пока задача-максимум - репатриироваться. А как это сделать без денег, судовладельца, от которого ни слуху, ни духу, без колдоговора, и не имея отношения к профсоюзу? Вроде бы, вся надежда на родное государство в лице многочисленных Посольств России за рубежом. Однако наши моряки, несмотря ни на что, все равно обращаются в профсоюз.
Логика здесь столь же проста, сколь и наивна: уж там-то помогут, не оставят в беде. В понимании таких товарищей, оказавшихся на свой страх и риск на проблемном судне, это и есть солидарность - когда не бросят, войдут в положение. Позиция, надо сказать, любопытная, особенно, когда в случае оказания реальной помощи морякам, решившим идти по жизни с профсоюзом параллельными курсами, те, вдруг, начинают чего-то требовать и обижаться, если их ожидания не оправдались.
Конечно, случаи бывают разными, и подход не везде одинаков. Да, Международная федерация транспортных рабочих через свои членские организации старается оказать содействие в решение вопроса в случае обращения моряков, не имеющих никакого отношения к профсоюзу. Но здесь уже речь идет скорее о доброй воле, нежели обязанности. Ведь хорошо, если моряки потом сделают выводы, станут членами профсоюза. Но обычно не делают и не становятся. Мол, дальше мы сами как-нибудь проживем. Да ради Бога, только получается не у всех.
Вот, скажем, шестеро россиян, которые оказались на «Chariot» под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины. Какой они извлекут урок из истории, приключившейся с ними? Ребята, не имеющие к профсоюзу никакого отношения, устроились на судно без колдоговора еще в прошлом году. Вроде, все шло хорошо, даже оружие куда-то перевозили, все, типа, серьезно. Проблемы начались несколько месяцев назад: долг перед экипажем составляет более 100 тыс. долларов. «Chariot» арестован в порту Сеут, Испания, по иску одной из компаний к судовладельцу, у которого денег нет не только на зарплату, но и на ремонт парохода. По-сути, судно брошено вместе с членами экипажа. Моряки обратились к координатору МФТ в Испании Хосе Ортеге, который в тесном контакте с РПСМ прорабатывает вопрос оказания помощи. Более того, он посещает судно, поддерживает с ними постоянную связь. А кому еще они нужны? Никому, а тем более судовладельцу, который по-тихому попытался продать судно. Но не получилось.
Другой случай из той же серии. «Печора» с нашими моряками-не членами профсоюза на борту под российским флагом - самый обычный земснаряд, порт приписки Санкт-Петербург. Работали точно так же без колдоговора в районе Экваториальной Гвинеи. Всего почти 10 человек. Что их туда понесло? Наверное, возможность заработать. Но должно же быть хоть элементарное чувство самосохранения? Зарплата зарплатой, а коли не заплатят, что при таких обстоятельствах явление нередкое, то дальше какой алгоритм действий? Моряки с «Печоры» с грехом пополам репатриировались за счет судовладельца, но домой вернулись без гроша в кармане.
Часть экипажа уже прибежала в профсоюз с вопросами: что делать и как быть? Сейчас оказываем посильную помощь, которая возможна при сложившихся обстоятельствах: консультируем, объясняем различные варианты решения вопроса, в том числе и через судебные инстанции. Но здесь уже морякам скорее всего придется рассчитывать на собственные силы, поскольку они сами себя поставили в такое положение. Опять-таки, вопрос, научит ли их это чему-нибудь? Хорошо, если да. По-крайней мере, очень хочется надеяться…
Мы не случайно в начале упомянули о репатриации, как о задаче-максимум. Ведь моряки, попавшие в подобные ситуации, не то чтобы люди, которые, пренебрегая элементарными мерами предосторожности, не очень-то думали о последствиях рискованного трудоустройства, а прежде всего, россияне, наши соотечественники, которым необходима помощь. Но ни в «профсоюзе», ни в «айтиэфе» не работают волшебники. К сожалению. Иногда, в силу разных обстоятельств, «вытащить» моряков быстро не получается, особенно, если они не являются членами профсоюза. Но это не значит, что помощь им не должна быть оказана.
Комплекс действенных мер со стороны государства в тесном взаимодействии с профсоюзами здесь пришелся бы очень даже кстати. РПСМ в ходе прошедшего в ноябре прошлого года в Госдуме круглого стола, организованного парламентским Комитетом по международным делам на тему «Защита прав граждан Российской Федерации за рубежом: проблемы и решения», выступил с инициативой относительно организации репатриации российских моряков, брошенных за границей. За это дело должен отвечать МИД России. Причем не просто отвечать, но и иметь в своем распоряжении достаточно денежных средств. Как потом будут компенсироваться бюджетные убытки – другой вопрос. Логично было бы это делать через иск государства к компании, которая своих моряков бросила. Тогда бы эти недобросовестные судовладельцы быстро «отыскивались» и несли реальную ответственность. А профсоюзу было бы проще представлять интересы своих моряков. Ну, а если моряк принципиально избегает профсоюза, то и в этом случае у него будут какие-никакие гарантии.

 

Возврат к списку новостей
 
 
г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, дом 10, корпус 2, тел: (812) 2511807 факс: (812) 5727004 e-mail: bro@sp.ru
Почтовый адрес: БТО РПСМ, а/я 8, Санкт-Петербург, 198035
© БТО РПСМ 2007-2015
Права и условия
Сделано в Вэб-Плас

Equasis